АРЗУХАНОВ А.С., СКОРОДУМОВ В.А.

МЕТОДЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ
"ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ГПНТБ РОССИИ

Широкое внедрение персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) в библиотечно-информационную практику требует нового, более углубленного подхода к подготовке и переподготовке специалистов. Наибольшую актуальность приобретает подготовка самой массовой категории пользователей ПЭВМ. Во-первых, работников и читателей (абонентов) библиотек, не имеющих профессиональной подготовки по использованию вычислительной техники, но имеющих потребность повысить эффективность своей деятельности. Во-вторых, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся школ, как будущих потенциальных работников библиотек или же читателей. Опыт  обучения применению ПЭВМ, накопленный в высших и средних специальных библиотечных учебных заведениях, пока не способствует ликвидации данного пробела в профессиональной подготовке.

Разработка и использование современных технологий автоматизации библиотечных процессов основывается на многих понятиях и использует соответствующие методы и средства сбора, накопления, обработки и передачи информации, т.е. основных процессов информационной технологии. Постоянное развитие, высокая эффективность и широкое распространение новых программных и аппаратных средств вычислительной техники требуют от библиотечных работников и будущих специалистов в этой области умения не только ориентироваться в них, но и активно использовать указанные средства для автоматизации библиотечно-информационных процессов и обслуживания потребителей научно-технической информации (НТИ).

Этому должно в значительной мере способствовать целенаправленное преподавание основ информационной технологии, что можно и необходимо использовать в библиотеках.

В ГПНТБ России функционирует специальный учебный центр, в котором проводятся курсы обучения работе на ПЭВМ  и библиотечным информационным технологиям. На этих курсах повышают свою квалификацию сотрудники  библиотеки, проходят обучение и практику студенты МГУК и библиотечного техникума, учащиеся средних школ.

На основе научной и преподавательской работы специалистами ГПНТБ России подготовлены методические указания по изучению курса "Информационная технология" (см. Информационная технология/Методические указания для студентов библиотечного и информационного факультетов вузов культуры и университетов. Сост.: Шрайберг Я.Л., Скородумов В.А.; Общ. ред. зав. кафедрой АОИ МГУК проф. Цуркан В.В./МГУК/ГПНТБ России.- М.,1995.-29 с.).

Цель курса - дать учащимся знания по основам устройства, принципам функционирования вычислительной техники, современному состоянию и перспективам ее развития, возможностям применения ПЭВМ в библиотеках для автоматизации процессов сбора, накопления, поиска, обработки, хранения и передачи информации.

Задача курса - максимально используя базовые знания, полученные в средней школе, обучить студентов основам применения ПЭВМ в библиотеках, информационных и коммерческих службах, подготовить их к эффективному использованию вычислительной техники в практической работе, а также для их участия в разработке автоматизированных информационно-библиотечных систем.

Каким должно быть обучение студентов, чтобы одновременно в диалектическом единстве у них формировались убеждения и потребности, новые знания и навыки в области информационной технологии, автоматизации и механизации библиотечных процессов?

Наиболее оптимально этой задаче отвечает активное обучение. А это значит, что вместе с преподавателем студенты становятся активными участниками учебного процесса. Активность их проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи.

Методы активного обучения распространяются на достаточно большую группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий. Они имеют ряд особенностей:

- принудительная активизация мышления студентов, суть которой заключается в том. что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;

- самостоятельная творческая выработка решений студентом, повышенная степень мотивации обучения;

- постоянное взаимодействие преподавателя со студентом при помощи прямых и обратных связей.

Использовать активные методы обучения необходимо на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при осмыслении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков.

Программа курса "Информационная технология" предусматривает широкое применение активных методов обучения и технических средств. Лекционное обучение студентов в учебном центре имеет свои отличительные особенности по сравнению с вузовским. Фундаментом для правильного усвоения курса является проведение параллельно с лекциями практических занятий непосредственно на ПЭВМ в специализированном учебном классе или на автоматизированном рабочем месте (АРМ) библиотекаря, функционирующих на базе компьютерного парка ГПНТБ России.

Таким образом, каждый студент может индивидуально или в составе небольших групп и под руководством преподавателя (опытного практика) работать на ПЭВМ, осваивая новые для него знания, приемы и методы работы.

Основу технического оснащения учебного класса вычислительной техники ГПНТБ России составляют ПЭВМ типа IBM PC XT/АТ, микрокалькуляторы, внешние устройства для отображения и распечатки информации на бумажном носителе, сканеры, ксероксы, стриммерные устройства, аудиовизуальные устройства на основе видеосистем, устройства с лазерными дисками по технологии CD-ROM и др.

Все наиболее передовые информационные технологии демонстрируются на базе автоматизированных систем ГПНТБ России. Слушателям даются рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, студентам выдаются гибкие магнитные диски для работы на ПЭВМ, использование которых помогает студенту ознакомиться с конкретной компьютерной техникой и с характером задания. Результаты семинарских занятий оформляются студентами в виде информации, записанной на гибких магнитных дисках. Оценка самостоятельной работы студентов по освоению курса производится по результатам сдачи курсового экзамена.

Таким образом, введение курса "Информационная технология" в ГПНТБ России дает студентам целостное представление не только о современной библиотечно-информационной технологии, но и полную возможность практического освоения библиотечной и информационной работы на ПЭВМ.

Hosted by uCoz